Так кричат усталые,
но довольные джиперы под рюмку водки, когда садятся за стол после очередного преодоленного маршрута по бездорожью.
В минувшую субботу «ВЕДОМОСТИ» оказались
с такими ребятами
на фестивале внедорожной езды «Джип-фест», проходившем под Черниговом.
ПРИ первом знакомстве джиперы могут показаться людьми странными. Право
же, как еще назвать человека, который считает делом чести не объехать
лужу или овраг, а напрямую — через них, сидя за рулем своих красавцев
«Вранглер» или «Чероки». Ребята могут часами рассказывать о методах
движения в колее, размышлять о влиянии удельного давления на общую
проходимость машины, о правилах пользования раздаточной коробкой и
блокировками дифференциалов... Да что там, этим людям под силу писать
целые трактаты на тему «Типы и размерности грязевой резины»! Сами
же джиперы подшучивают над нами, кто привык к маленьким складненьким
машинкам-легковушкам. Они называют нас «недоприводными». Да подшучивают
не только над нами, а еще и над теми, кто ездит на джипах «ради понта»
— чтобы девушки на шею вешались. Так что, девушки, знайте, настоящий
джип — это тот, у которого две двери. Остальное — показуха. К
слову, не все девушки согласны это понимать. А для джипера очень важно
найти подругу, которая разделяла бы его шальные увлечения. В
соответствии с тем, как они их разделяют, джиперы делят женщин на
«наблюдателей», «верных спутниц» и «настоящих мужиков». Первые,
мол, едут с благоверным по бездорожью тогда, когда устают просто ждать
его дома по выходным. А после его возвращения выслушивать объяснения
любимого – грязного, искусанного мошкарой и самое – главное трезвого. «Верной»
же «спутнице» весь этот оффроуд (от английского «off road» — что значит
«вне дороги») сто лет надо. Но ее место — рядом с любимым человеком,
поэтому она готова отправиться за ним куда угодно, стоически переносить
все тяготы и лишения внедорожной жизни, не устраивать скандалов и не
роптать на судьбу. Ну а женщина-«настоящий мужик» считает себя
великим джипером, лезет во все разговоры, дает массу советов по
исполнению, чем зачастую достает мужской коллектив по полной программе.
Самое страшное, говорят мужчины, оказаться с такой «бой-бабой» в
многодневной экспедиции, потому как «и в морду не дашь, и в лесу не
оставишь».
НО после того, как проведешь в обществе джиперов часок-другой, «перепрыгнешь» через пару-тройку
оврагов да переедешь через один-два ручейка, разбрызгивая на все
стороны грязную воду, начинаешь понимать, в чем именно фишка такого
странного увлечения. Приятно удивляет то, что большинство из них —
люди воспитанные, не напыщенные, хотя и состоятельные. Но главное
качество, которое воспитывает джип-культура в человеке, — это умение
быть настоящим товарищем, на которого можно положиться в любом болоте.
Причем касается это не только прямого значения слова «болото». Джиперы
считают себя чуть ли не самыми свободными представителями нашего
общества. Ведь они могут сорваться компанией, посадить в машины жен с
детьми (случается — и довольно часто — даже с годовалыми: такие были на
этом джип-фесте), взять палатки, провиант, удочки и отправиться в любое
место на карте нашей «мальовничої» родины, не боясь застрять где-то по
дороге. Могут также отыскать по GPS-навигатору местности, где не
ступала нога человека (а таких очень много в тех же полесских болотах),
и стать там первопроходцами.
ЕСТЬ один неприятный момент в этом хобби. Для джиперов — это
экологи, а для экологов — джиперы. Первые так и ждут, чтобы поймать
вторых и выписать им штраф за то, что портят природный ландшафт. —
А вас совесть по ночам не мучает за испорченную в экспедиции почву,
порубанные деревья и вырванную с кореньями траву, грозные экологи не
снятся? — поинтересовались «ВЕДОМОСТИ» у Дмитрия КОВАЛЕВА, президента
клуба внедорожных приключений «Адвенчер клаб», который на нашем
маршруте был «вожатым». — Отнюдь, — говорит Дмитрий. — У нас на
это есть несколько причин. Во-первых, мы эксплуатируем те дороги,
которые существуют в реестрах сегодня или же существовали некогда. В
Карпатах, например, масса таких дорог осталась после работ на
лесоповале еще с советских времен, а по всей Украине есть дороги,
которые были проложены в военные времена, но нынче ими не пользуются. Во-вторых,
главный из принципов джиперского движения — воспитывать в новых людях,
примкнувших к этому движению, экокультуру: мы приучаем людей, которые
участвуют в подобных фестивалях, бережно относиться к природе — иными
словами, отдыхать так, чтобы местом расположения их кемпинга через
несколько десятилетий могли любоваться их дети.
В КРУГУ джиперов существует, как у рыцарей, ряд правил, по
которым, говорят, человек может определить — настоящий он джипер или
нет. Итак, ты — истинный джипер, если гаишник, остановив твою
машину, первым делом спрашивает, какого она цвета под грязью, но
услышав, что ты сам не помнишь, отправляет тебя на мойку. А если
гаишник останавливает твое уже чистое авто, то спрашивает, какого оно
цвета под наклейками и от какого грузовика у него колеса. Также ты
типичный джипер, если на единственной в районе мойке, куда твой монстр
влезает по высоте, при виде его автомойщик кричит «НЕ-Е-ЕТ!!!», бросает
шланг и убегает в неизвестном направлении. Ну и ты можешь
считаться полноценным джипером, если глядя на девушку, оцениваешь,
хватит ли у нее сообразительности, чтобы разобраться с GPS, и сил,
чтобы таскать трос от лебедки, а крик: «Смотри, какая пошла!» обычно
относится к проезжающему мимо лифтованному джипу.
Татьяна КОГУТИЧ Александр ЛУКЬЯНЕНКО (фото) Источник: «ВЕДОМОСТИ»
|